На главную
Биография
Пресса
Статьи
Видео
Проекты
Творчество
Контакты
Rambler's Top100

Особое экономическое положение Татарстана

Татарстан, не так давно отметивший тысячелетие своей столицы - Казани, опять на слуху. Теперь благодаря другому городу - Елабуге, получившему статус особой экономической зоны промышленно-производственного характера, а вместе со статусом - налоговые и таможенные льготы. Что думают о подарке властей бухгалтеры и налоговики Татарстана, узнавал наш корреспондент.

Чего ждать от экономической зоны

В четырех часах езды от столицы Республики Татарстан находится город Набережные Челны. Известен он тем, что здесь расположено одно из самых крупных в России предприятий - автомобильный завод <КАМАЗ>. А по дороге в Набережные Челны находится еще один автозавод - Елабужский, или просто <ЕлАЗ>. В последнее время ему уделено особое внимание. Ведь автозавод находится на территории промышленной площадки <Алабуга> в г. Елабуга. Не так давно <Алабуга> стала победителем в конкурсе на статус особой экономической зоны.

Как отразилось это громкое событие на автомобильном заводе и на Республике Татарстан в целом, я решила выяснить в Управлении по налогам и сборам, а именно, у главного инспектора Татьяны Горячевой.

- Кроме того, что выиграли тендер, пока ничего сказать не могу. Потому что нет постановления правительства. А местные власти принять ничего не могут, - ответила Татьяна.

- Насколько мне известно, на территории <Алабуги> действуют льготы, - сказала я.

- В принципе таких экономических зон, где были бы льготы, в Татарстане пока нет, - уверяла меня главный инспектор.

- Кроме <Алабуги>, - уточнила я.

- Но ведь она только начинает развиваться, - настаивала Татьяна Горячева.

Светлана Власова, заместитель директора департамента аудита компании <Аудекс>, к которой я обратилась с вопросом, выгодно ли Татарстану иметь свободную экономическую зону, ответила мне следующее:

- Я думаю, что будет выгодно. Федеральный закон <Об особых экономических зонах в Российской Федерации> принят для государственной поддержки национальных производителей. И если он заработает, то, думаю, за счет снижения налогового бремени создадутся условия для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей и у нас в республике. Это приведет к созданию новых конкурентоспособных видов продукции, развитию транспортной инфраструктуры. Например, в Китае свободные экономические зоны сыграли важную роль на определенном этапе экономических реформ. Хотя в них производилось не более 3 процентов валового внутреннего продукта страны, их доля в экспорте достигала примерно 13 процентов, а в иностранных инвестициях приблизительно 20 процентов.

К сожалению, мне не удалось узнать, как себя чувствует после получения статуса свободной экономической зоны Елабужский автозавод, находящийся на территории промышленной площадки <Алабуга>. В общении мне отказали, сославшись на занятость генерального директора.

Впрочем, понять директора можно. Статус промышленно-производственной зоны, конечно, предполагает множество льгот: пятилетнее освобождение от земельного и имущественного налогов, снижение ставки единого социального налога с 26 до 14 процентов, освобождение от таможенных пошлин всего ввозимого в зону импортного оборудования и материалов. Но для того чтобы удержать этот статус, компании придется привыкнуть к постоянному контролю со стороны различных ведомств и тщательно следить за тем, чтобы продукция соответствовала требованиям, предъявляемым к продукции, выпускаемой в промышленно-производственной зоне.

Всему округу пример

Татарстан интересен не только новой экономической зоной. Республика занимает первое место по объему налоговых поступлений в Приволжском федеральном округе. С чем это связано, с качественной работой налоговых органов или ответственностью налогоплательщиков, я спросила Татьяну Горячеву.

- Оба фактора влияют на объем налоговых поступлений, поскольку налогоплательщики самостоятельно заявляют свои налоги к уплате. Они сами определяют налоговую базу. А мы только осуществляем проверку правильности исчисления налогов. Налогоплательщики знают, что инспекторы не дремлют, контроль проводят.

- Уж об этом они точно знают, - пошутила я, и мы с Татьяной одновременно засмеялись.

- А занижение налоговой базы ведет к финансовым последствиям - штрафным санкциям, начислению пеней, - добавила инспектор.

В разговоре с Татьяной мы затронули еще и вопрос, который в каждом регионе решается довольно трудно - отчетность по электронным каналам связи. Как оказалось, по сравнению с Архангельском (отчет о командировке <Расчет> напечатал в январском номере журнала на стр. 64) , ситуация в Казани более демократична.

- Декларации по <электронке> и по почте - это два приоритетных способа сдачи отчетности. Вот ждем, что в первом чтении Государственная Дума одобрит законопроект о том, что если на предприятии свыше ста человек, то оно должно будет отчитываться в электронном виде. Хотя это не решает проблемы целиком. Наши налогоплательщики идут сдавать отчетность в последний день. И это не налоговик виноват, что у него так много людей стоит в очереди. Зато те, кто уже сдает отчетность по <электронке>, даже подумать не могут, что им опять предстоит идти в налоговую и ждать, пока у тебя примут отчетность, - заметила Татьяна Горячева.

Казань делится опытом

У казанских налоговиков хотят перенять опыт проведения проверок чувашские коллеги. УФНС по Чувашской республике заинтересовал предварительный анализ, который формирует схемы прохождения товарных и денежных потоков по крупным плательщикам. А также тот факт, что управление по Республике Татарстан привлекает инспекторов из разных налоговых инспекций. Я попросила Татьяну прокомментировать эту новость.

- Это идет по линии министерства, - сказала она, - методология проведения проверок должна быть и в Чувашии. Прежде чем поставить план проверок, мы анализируем налогоплательщика, к кому пойти. Конечно, выбор осуществляется не <методом тыка>. В первую очередь проверяются убыточные организации, которые не показывают никакой налоговой базы. Каждый год мы проверяем крупнейшие организации, потому что у них большие поступления. Смотрим показатели прошлого года, сравниваем, и если прибыль меньше, это уже сигнал к тому, что надо проверять.

По словам Татьяны, сейчас налоговому инспектору мало знать только свой налог и порядок его исчисления. Не менее важно знать и технологический процесс на предприятии.

- Ведь случаи бывают разные. Например, показания электроэнергии: огромные затраты идут, а выработки продукции нет. Сразу возникает вопрос - почему? И если налоговик не будет знать технологического процесса, то ему сложно будет разобраться в возникшей проблеме.

Толку на 2 процента

Республика Татарстан стала победителем конкурса <Лучший регион Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства>. Конкурс проходил в рамках дней малого и среднего бизнеса в России в 2005 году. Отбор участников производился на основании нескольких показателей экономического развития: по количеству субъектов, по налоговым поступлениям, доле малого бизнеса, наличию инфраструктур и прочим.

- Какую долю налоговых поступлений приносят в бюджет малые и средние фирмы и как строится работа управления с представителями малого и среднего бизнеса? - поинтересовалась я у главного инспектора Татьяны Горячевой.

- Я посмотрела отчет о поступлении налоговых платежей, - ответила Татьяна, - сейчас уже нет отдельной строки - налоги, которые уплачиваются малым бизнесом. Есть предприниматели и предприятия малых размеров, есть строка прочее. Вот прочие налоги занимают не выше 2 процентов. То есть в числе этих 2 процентов поступления и от малого бизнеса. На них бюджет, конечно, не держится, основная налоговая база не формируется, - заверила меня инспектор.

После аудиенции в управлении, я сразу же поехала на встречу с генеральным директором Агентства по развитию малого предпринимательства Гульнарой Сергеевой. Гульнара - человек публичный, ее имя и возглавляемое ею агентство часто упоминаются в специализированной прессе. Меня предупредили заранее, что генеральный директор всегда занята и зря время терять не будет. Встретились мы в Торгово-промышленной палате Казани после окончания совещания, посвященного проблемам ЖКХ.

- Как вы оцениваете уровень развития малого предпринимательства в Республике Татарстан? - начала я разговор.

- Если брать статистику, мы в прошлом году находились на третьем месте по стране, - ответила Гульнара.

Во время разговора Гульнара успевала решать еще организационные вопросы, ей приходилось часто отвлекаться.

- С 1 января 2006 года будет действовать упрощенная система налогообложения на основе патента. Как нововведение восприняли предприниматели? - продолжала я.

- Мы сами были инициаторами разработки закона, - пояснила Гульнара. - Те предприниматели, которые занимаются индивидуальной деятельностью, отреагировали хорошо. Новый закон даст им возможность легализовать свой бизнес, возможность выйти из тени. К примеру, многие из них сегодня числятся на фирмах, чтобы иметь трудовую книжку, а фактически занимаются обслуживанием на дому. Поэтому для такой категории предпринимателей закон решает много вопросов.

- А как предприниматели относятся к налоговым инспекторам? - спросила я Гульнару.

- У нас со всеми госструктурами нормальное общение. В республике очень правильно построена система отношений с чиновниками. Министерства и ведомства взаимодействуют между собой и помогают друг другу. А если возникают вопросы, мы организуем круглые столы, приглашаем чиновников. В обсуждении проблемных вопросов практически всегда участвует и налоговая служба.

На этом наше общение закончилось. И я поехала готовиться к поездке на автомобильный завод <КАМАЗ>.

<КАМАЗ> - это не игрушка

Первый автомобиль под маркой <КАМАЗ> появился еще в 1976 году. Сейчас завод выпускает более 30 тысяч автомобилей грузовых - как среднего, так и тяжелого класса, - внедорожники, тягачи, самосвалы и шасси для спецтехники, но в 90-е годы <КАМАЗ> пережил трудные времена. Более полугода он ничего не производил. Но после 1998 года автозавод постоянно наращивает объемы производства.

- <КАМАЗ> - это холдинг. Когда-то он создавался как единый технологический цикл, но в 90-е годы ряд крупных подразделений выделились в отдельные юридические лица. Это накладывает определенные сложности по учету и управлению финансовыми потоками, - рассказал мне главный бухгалтер завода Евгений Гольдфайн.

Скоро будет ровно десять лет, как Евгений возглавляет центральную бухгалтерию <КАМАЗа>. И он до сих пор очень гордится тем, что занимает такую должность именно на этом предприятии.

- Мне и сейчас приходится доказывать, что я достоин этой должности, - гордо заявил Евгений. - Это большая ответственность, требующая постоянного напряжения, собранности и готовности решать много сложных вопросов.

Главный бухгалтер <КАМАЗа> знаком со многими своими коллегами, в том числе и с бухгалтером <ЕлАЗа> - завода, на территории которого открывается первая свободно-экономическая зона. <ЕлАЗ> - один из поставщиков комплектующих на конвейер <КАМАЗа>. Много людей в свое время уходили на <ЕлАЗ> и возвращались. В том числе люди из центральной бухгалтерии в свое время ушли на совместное предприятие <ЕлАЗа> и <Дженерал Моторс>.

- Сейчас много внимания уделено <ЕлАЗу>... - не успела я договорить, как Евгений заявил, что заводу всегда было уделено внимание из-за того, что большие не полностью задействованные производственные мощности оптимально подходят для привлечения инвестиций, в том числе через свободную экономическую зону.

- Что даст предприятию статус такой зоны? - спросила я.

- Поживем - увидим. Пока сложно говорить, что это дает. Теоретически мы ожидаем одно, а как практически это будет реализовано, - уже другое.

Ведь, как рассказал мне Евгений, в Татарстане уже организовывали свободную экономическую зону. Но потом изменилось законодательство в стране, и зона потеряла актуальность.

Мобильная бухгалтерия

На каждом крупном предприятии существуют свои особенности ведения бухучета. Какими методами работает бухгалтерия <КАМАЗа>, я выясняла у Евгения.

- Система учета неразрывно связана с системой управления и вытекает из ее потребностей. Например, сейчас у нас в корпорации - единая система снабжения, сбыта, система финансирования, очень детальное бюджетирование, жесткий контроль за финансовыми потоками и еженедельная отчетность, - произнес главный бухгалтер.

Каждый понедельник проходит итоговое совещание у генерального директора, где руководители дочерних обществ и подразделений отчитываются по основным показателям.

Евгений рассказал мне, что бухгалтериям <КАМАЗа> предстоит решить еще много сложных вопросов. Так, стоит задача оформления первичных документов на отпуск продукции на конвейер не раз в сутки или в месяц, а посменно. Таким образом, можно определить материальную ответственность конкретной бригады и продумать систему стимулирования.

Кроме того, Евгений отметил, что на заводе существует уникальная система внутрикорпоративных расчетов. За аналог принята система денежного обращения в стране. Это прохождение реальных векселей через счета депо, так называемые счета ВКР (внутрикорпоративные расчеты) по каждому юридическому лицу, то есть расчеты через квазибанковскую систему путем передачи векселя с одного счета на другой. При этом первичные документы по расчетам оформляются банком и заверяются электронно-цифровыми подписями сторон. Такая система, по мнению Евгения, позволяет упростить процесс при учете и расчетах в холдинге.

В холдинге введена централизованная система контроля за инвентаризациями, проводимыми в подразделениях и дочерних обществах. В нормативных документах прописано, что инвентаризировать нужно не менее 10 процентов всех активов и 100 процентов особо учитываемой номенклатуры.

На вопрос, что же входит в список особо учитываемой номенклатуры, Евгений ответил:

- То, что чаще всего воруют. Это комплектующие, пользующиеся особым спросом.

- До сих пор воруют? - удивилась я.

- Да, это проблема большинства автозаводов страны. Но сейчас она резко уменьшилась, так как появилась более серьезная система внутренней безопасности. Сейчас многие, в том числе кто в свое время ушел с <КАМАЗа>, занимаются производством <серых> запчастей зачастую низкого качества. Это составляет большую проблему сбыта камазовских запчастей. Однако автозавод одним из первых зарегистрировал свой товарный знак в качестве общеизвестного, поэтому его юристы начали работать в этом направлении - предъявляют претензии фирмам, реализующим детали под нашей товарной маркой без наличия соответствующих документов.

На Минфин не жалуемся

Отношения с налоговой главный бухгалтер пока не берется оценивать, так как всего несколько месяцев назад <КАМАЗ> был передан из Татарстана в межрегиональную налоговую инспекцию № 8, которая базируется в Санкт-Петербурге.

- Какой-то целенаправленной агрессии не ощущается, - отметил Евгений, - но тем не менее существует проблема возмещения НДС по экспортным операциям, проблема разных методологических подходов к налоговому учету нематериальных активов, ценных бумаг. Это предметы переговоров, споров, в том числе и судебных.

С тем, что налоговую погоду в стране с недавних пор делает Минфин, бухгалтеры и налоговики могут соглашаться или не соглашаться, но следовать позиции министерства они обязаны. Главный бухгалтер холдинга <КАМАЗ> тоже опирается на мнение Минфина, и как только случаются спорные ситуации, посылает письма в Москву.

- Они не жалуются на большое количество наших запросов, - сказал Евгений, - а многие их ответы нам действительно помогают. От личных контактов стараемся их избавить. Пусть письма приходят с определенной отсрочкой, но на Минфин грех жаловаться. Споры и разные мнения будут всегда. Их задача - обеспечить интересы государства по полному сбору налогов. Наша задача - сохранение оборотных средств и активов предприятия. И если есть возможность законным образом не увеличивать налоговую нагрузку, то мы отстаиваем свою правоту.

Когда татары хотят, чтобы задуманное сбылось, они говорят: <Алла бирса!> - <Дай Бог!> Люди, живущие и работающие здесь, делают многое, чтобы развитие региона продолжалось и республика по-прежнему занимала лидирующие позиции в стране по уровню своего экономического развития. Алла бирса!

Пока верстался номер, правительство страны приняло постановление <О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного характера>.

Журнал "Расчет", №2, 2006 г.
http://www.berater.ru/raschet/article/3017?print=1